Готовим авто к лету: что проверить, что обновить
Двигатель греется или теряет мощность, «кондер» шумит, масло почернело – вот лишь малая часть жалоб, с которыми клиенты приезжают в наш сервис с наступлением теплой погоды. Летом авто страдают сразу от трех «сезонных» факторов:
- жаркий сухой воздух;
- дорожная пыль;
- перепады температуры и влажности во время дождей.
Как снизить их влияние и что сделать, чтобы в дальней дороге автомобиль не подводил? Рассказывают эксперты автоцентра «Витязь Моторс».
Когда начинать готовиться к лету
Теплый сезон можно считать открытым, как только температура по ночам перестает опускаться до нуля, а днем держится в районе 6-8 оС. Когда погода «устаканилась», можно переобувать шины и понемногу готовить машину к лету.
Загонять автомобиль на диагностику или обойтись своими силами – личное дело каждого, но мы всегда выступаем за полную проверку на подъемнике и с профессиональным оборудованием. Просто так надежнее.
А теперь – к подготовке. Конкретно и по шагам.
Шаг 1: обуваемся по сезону
Не верьте рассказам о том, что можно все лето проездить на зимнем комплекте – хотя ПДД и не запрещают езду на «липучках» в теплый сезон, на лето все равно лучше поставить стандартные летние шины. Они не такие мягкие, как фрикционные, и лучше приспособлены для езды по мокрой дороге.
Кстати, поговорка «готовь телегу зимой» здесь работает на 100%. В феврале-марте ажиотаж на летние покрышки еще не начался, поэтому можно не спеша изучить магазины и как следует прицениться, чтобы не переплачивать за «выгодные предложения» в сезон.
Важно: в жару давление в шинах повышается на 7-14 кПа за каждые 10 оС на термометре. При большом давлении резина интенсивнее «стачивается» в центральной части – у изношенных таким образом колес управляемость резко падает. Проверяйте давление почаще и не забывайте о балансировке.
Шаг 2: смотрим под капот
Еще один базовый совет, обойтись без которого мы не можем – слишком часто в наш сервис заезжают гости, которые попадают на дорогой ремонт из-за банальных ошибок: в свое время не долили масло, не поменяли фильтры, не обратили внимание на подтеки антифриза и т. д.
С чего начать? Во-первых – отыщите канистру масла, которое вы заливали в двигатель на зиму, и проверьте его вязкость по SAE (это те самые 5W-30, 10W-40 и т. д.). Вторая цифра в маркировке показывает, на какую температуру внешней среды рассчитано масло. Если лето обещает быть жарким, лучше выбрать состав, рассчитанный на 30-40 оС выше нуля.
Важно: если температура воздуха превышает указанное значение, вязкость масла может упасть до такого уровня, когда оно перестает образовывать защитную пленку на деталях двигателя (поршнях, валах и т. д.). В таком режиме образование задиров в цилиндрах – вопрос времени, да и сам мотор изнашивается в разы быстрее.
Кроме того, масло и фильтр обязательно надо менять, если:
- с момента последней замены машина пробежала более 8-10 тыс. км;
- в масле видны твердые вкрапления (если это стружка – авто лучше поскорее показать мастеру);
- из-под фильтра «выдавило» резинку, есть следы подтеков, повреждения и т. д.
Еще один важный момент – не забыть про воздушный фильтр. Есть лабораторные тесты, которые подтверждают, что забитый фильтр увеличивает расход топлива до 10% от нормального. Так что если мы не хотим зря жечь бензин и «убивать» выхлопную систему – следим за его чистотой.
Шаг 3: заботимся о системе охлаждения
Летом на силовой агрегат падает двойная тепловая нагрузка – когда снаружи жара, движку труднее отдавать тепло, поэтому система охлаждения в автомобиле должна работать как часы. Чтобы проверить ее, обращаем внимание на:
- Термостат. Если рабочая температура «скачет» или движок быстро греется на холостых – лучше заехать в сервис и попросить мастера устранить проблему.
- Радиатор. Забитые соты не дают антифризу нормально охлаждаться встречным воздухом, поэтому аккуратно очищаем их самостоятельно или на мойке. Будьте осторожны с АВД – слишком сильная струя из аппарата может погнуть соты.
- Водяной насос. Если помпа шумит или чуть подтекает, лучше заменить ее заранее – очередного «жаркого сезона» устройство может не выдержать.
- Патрубки. За зиму резина дубеет и может покрыться микротрещинами, которые будут пропускать антифриз в жару. Все треснутые и «дубовые» шланги лучше поменять на новые.
- Охлаждающая жидкость в бачке расширителя. Вовремя подливаем и следим за уровнем. Не забываем, что антифризы разных классов (например, G11 и G12+) смешивать нельзя.
Под капотом почти закончили. Добавьте к вышеперечисленному проверку АКБ, и можете быть уверены, что машина не подведет в долгой дороге. Но есть еще несколько вещей, которые стоит сделать для подготовки авто к летнему сезону.
Шаг 4: защищаем кузов и салон
Абразивная дорожная пыль летом работает как пескоструй, постепенно разрушая любые уязвимые места на кузове. Чтобы крохотный скол или трещина на лобовом не разрослись в «паутинку», тщательно моем стекло и покрываем защитными составами – сделать это можно в любом детейлинге.
То же самое относится к кузову – царапины и сколы полируются и покрываются воском, жидким стеклом или керамикой. Наш совет – смотреть на такие процедуры стоит как на вложения, а не как на «лишние» траты.
На чем можно сэкономить – так это на мойке салона и покрытии дна антикоррозионным составом. Первое можно сделать у себя в гараже, второе – на любой эстакаде или в яме.
Совет: если гул от шин не дает покоя в дороге, можно сделать бюджетную шумоизоляцию арок. Вам понадобится несколько баллончиков с жидкой шумоизоляцией, домкрат и пара часов свободного времени. Состав не только снизит уровень шума в салоне, но и защитит арки от коррозии.
Шаг 5: проверяем тормозную систему
Важный шаг для всех, кто летом планирует поездить по горам. В жару риск перегреть тормоза возрастает в разы – даже современные диски со сложной системой охлаждения при частом торможении раскаляются за пару минут.
Способов защитить тормоза всего два: при движении на спуск как можно чаще тормозим двигателем и всегда держим тормозную систему в порядке. До начала сезона стоит загнать машину в сервис на диагностику тормозной. Мастера автосервисов проверят:
- состояние ABS;
- износ колодок и дисков;
- герметичность системы;
- уровень тормозной жидкости;
- исправность ручника и т. д.
Любые «провалы» педали, биение руля и скрипы при торможении – тоже повод не откладывать визит в сервис.
Шаг 6: проверяем дворники
Зимняя грязь быстро убивает стеклоочистители – даже чистые на первый взгляд дворники могут оставлять разводы на стекле. Если щетки выглядят не лучшим образом, резина задубела и стала грубой – их лучше заменить. В следующий же раз, когда в дороге начнется ливень, вы поблагодарите себя за такое решение.
Совет: если резина дворников задубела, а заменить их на новые нет возможности, перед дорогой можно замочить резинки в бензине на 2-3 часа, а затем насухо протереть их. Бензин на время размягчит резину и улучшит очищаемость лобового.
Вывод
Летом нагрузка на основные системы и агрегаты автомобиля в разы меньше, чем зимой, но здесь в игру вступают специфические факторы – жара и дорожная пыль. Чтобы защитить от них свою машину, достаточно вовремя менять расходники и следить за общим состоянием авто, а любые неприятные «симптомы» – сразу же устранять у мастера.
Мы рассказали обо всех обязательных шагах по подготовке авто к летнему сезону, но намеренно не упомянули про кондиционер. Это большая тема, которая требует отдельного материала. Добавляйте наш блог в закладки и следите за обновлениями!