7 правил эксплуатации авто зимой
Холодный воздух, снег, лед, дорожные реагенты – зимой эксплуатация автомобиля становится сложнее, а нагрузка на него – выше.
Что нужно знать водителю, чтобы снизить износ двигателя и ходовой? Чем защитить ЛКП от ледяной корки? Как правильно двигаться на спуск по снегу? Отвечаем на эти и некоторые другие вопросы: в нашей сегодняшней статье – 7 важнейших правил зимней эксплуатации автомобиля ↓
1. Подготовка машины к зиме: что сделать в первую очередь?
Начнем с вещей, которые знает каждый, но соблюдают не все. До наступления первых морозов обязательно:
- Поменять резину. Шипы или «липучка» – зависит от предпочтений водителя и условий езды. Шиповка лучше ведет себя на ледяном и снежном покрытии, идеальна для загородных трасс и бездорожья. Фрикционные шины подойдут чистым городским дорогам – они менее шумные и дают достаточно сцепления на мокром покрытии.
- Проверить аккумулятор. Если АКБ давно просит замены, то сделать это лучше до наступления холодов. Если же батарея в порядке – просто чистим клеммы и осматриваем провода.
- Проверить масло и антифриз. Масло должно подходить автомобилю по уровню вязкости, который напрямую влияет на пуск мотора в морозы (например, маркировка 0W-30 означает, что масло должно обеспечивать запуск при температуре от -40 до +30 оС). Если пробег «поджимает», откладывать замену до весны тоже не нужно.
- Проверить печку. Поток воздуха должен быть стабильно теплым и сильным. Горячий и слабый воздух указывает на неполадки с вентилятором или забитый салонный фильтр. Холодный – на износ помпы, слабый прогрев ДВС или воздушные пробки в системе. Иногда причина плохой работы печки – забитый радиатор или неисправный датчик температуры.
- Подкрасить сколы/царапины. Влага в дуэте с дорожными реагентами разъедает металл авто быстрее, чем обычная вода. Используйте пробники краски и специальный карандаш, чтобы подкрасить сколы – так вы не только освежите экстерьер, но и защитите кузов от новых очагов ржавчины.
- Поменять дворники. Верный признак того, что это пора сделать – полосы грязи или воды после прохода стеклоочистителей. А вот мутную пелену, которая на несколько секунд появляется после дворников на стекле, можно смыть обычной мягкой автохимией.
- Отрегулировать фары. В короткий световой день многим приходится выезжать на работу, когда еще темно, а возвращаться – когда уже темно. Замените перегоревшие лампы и отрегулируйте головную оптику в автосервисе. Если фары служат не первый год и обросли «паутинкой», их может спасти полировка.
Если финансы позволяют, вложитесь в защиту кузова и оптики автомобиля. Воск, керамика, жидкое стекло, бронепленка – детейлеры предлагают целый ряд защитных покрытий, большинство из которых при правильной эксплуатации действительно работают. Чтобы защита прослужила дольше, используйте бесконтактную мойку и мягкие шампуни. Если есть сложности в выполнении вышеперечисленных пунктов самостоятельно, то автосервисы вам в этом помогут.
С основами разобрались. Теперь поговорим о том, что должно быть в багажнике у каждого водителя в дальней поездке.
2. Что в багажнике: топ-5 вещей, которые всегда должны быть в машине зимой
Чтобы в багажнике осталось место непосредственно для багажа, позаботьтесь об этом заранее – выбросите почти пустые канистры, старую ветошь, коробки из-под запчастей. Затем начните с «базы», которую требует ПДД:
- Переберите аптечку. Если срок годности истек у большинства лекарств – можно купить новый набор. Если только у некоторых – заменить их на «свежие».
- Проверьте огнетушитель. Лучше, если он пригодится вам только для техосмотров, но всегда будет заряжен на всякий противопожарный случай.
- Не забудьте про знак аварийной остановки и светоотражающий жилет. Последний лучше переложить в карман водительского кресла – так вам не придется в полной темноте идти за ним в багажник, если машина встанет где-нибудь на неосвещенной трассе.
Домкрат, баллонный ключ, трос и насос – тоже маст-хэв, но эти вещи должны быть в машине независимо от сезона в принципе. А вот что еще стоит доложить к ним в багажник на зиму:
- щетку с мягким скребком;
- канистру «незамерзайки»;
- складную лопатку (даже если у вас полный привод);
- размораживатель замков;
- автоодеяло.
Последнее может пригодиться не только для двигателя, но и чтобы завернуть в него спущенное колесо, не замарав при этом весь багажник.
Любителям езды по бездорожью стоит добавить к этому набору антипробуксовочные цепи, хомуты или ленты. В противном случае придется обходиться ветками, песком и прочими подручными материалами, которые не всегда легко найти в поле.
3. Защищаем АКБ от мороза
Емкость аккумулятора при температуре менее 15 градусов падает на 1% за каждый градус, на который понижается столбик термометра. Чтобы машина не отказалась заводиться поутру, есть два пути: каждый морозный вечер снимать АКБ и нести ее домой, либо как следует утеплить.
Термокейс для АКБ можно купить, а можно сделать своими руками из сплена или кусочков автоодеяла. А вот пенопласт – не самый подходящий вариант, так как со временем он становится хрупким и сильно крошится. Но стоит сразу сказать – в северных регионах с морозами под 30 термокейсы мало чем помогают, и лучше использовать их как минимум с автоодеялом.
4. Заботимся о шинах
Шипованные шины хорошо чувствуют себя на снегу, но быстрее изнашиваются на сухом асфальте. Особенно это касается новых, еще не обкатанных колес. Чтобы не лишиться половины шипов в первые же недели зимы, стоит помнить правила обкатки:
- дорога – заснеженная, чуть укатанная;
- скорость – не более 100 км/ч;
- разгон без резких ускорений, плавное торможение.
Обкатать резину можно и на чистом асфальте, но в еще более щадящем режиме и на скорости до 80 км/ч. Обкатку можно считать завершенной после 800-1000 км такого пробега.
5. Пять вещей, которые стоит делать перед каждой поездкой:
- Счистить снег. Снег на капоте гораздо легче счистить, пока он не примерз к прогретому металлу. Наледь счищаем бережно и аккуратно, если есть возможность, вместо этого лучше на часок поставить машину в теплый гараж. Чтобы отогреть заледеневшие дворники, заводим мотор и на несколько минут направляем обогрев на лобовое стекло.
- Протереть стекла. Частая проблема всех, кто возит пассажиров зимой – запотевшие стекла. Чтобы избавиться от нее, чаще просушивайте коврики и разложите по салону несколько мешочков с силикагелем.
- Правильно прогреть двигатель. Минимальное время прогрева – 3-5 минут. Но даже после этого не стоит «рвать с места в карьер» – дайте машине 10-15 минут, чтобы тормозная и другие системы прогрелись до рабочей температуры.
- Проверить масло. Литровую канистру масла тоже лучше всегда возить с собой – на случай непредвиденных утечек.
- Проверить давление в шинах. Ритуала под названием «попинать колеса» – недостаточно. Если есть подозрение, что одна из шин «сопит», лучше не полениться и проверить ее манометром.
6. Езда по снегу и льду: о чем нельзя забывать
Статистика неумолима: чаще всего в аварии зимой попадают не зеленые новички, а люди со средним стажем вождения. Уверенность в своих навыках заставляет забыть банальные правила управления: выдерживать дистанцию на заснеженной трассе, двигаться на пониженной передаче, сбрасывать скорость на поворотах.
С другой стороны – новички чаще жмутся к обочине при встречном разъезде и вязнут в рыхлом снегу. Если вы не уверены, что справа от асфальта тонкий слой снега и твердая земля, лучше не рисковать и не прижиматься к краю без необходимости.
Особенно осторожно стоит ехать по рыхлому снегу. Если у машины передний привод, можно быстро покачивать руль влево-вправо, двигаясь на пониженной передаче. Это поможет слегка расширить колею для задних колес, а передние будут чуть лучше цепляться за снежную кашу.
Несколько железных правил движения в гололед:
- при выезде автомобиля на обледенелое покрытие не менять скорость и траекторию движения;
- лучше двигаться на пониженной передаче;
- по ледяной переправе проезжать по одному автомобилю, на пониженной передаче с открытой дверцей со стороны водителя и отстегнутым ремнем безопасности.
Заметенный снегом участок или сугроб лучше «пробивать» с минимальным разгоном на 1-2 скорости. Если машина встала, давить на газ нет смысла – лучше попытаться выбраться «враскачку» на первой и задней передаче.
7. Движение в горку и на спуск в зимний период
Чтобы взять обледенелую или снежную высоту, иногда приходится идти на хитрость. Если есть возможность, небольшую горку перед заездом стоит посыпать песком, в крайнем случае вместо песка под шины подкладывают резиновые полики из салона. Если горка крутая, переднеприводному авто будет легче забраться на нее задним ходом.
Вот еще несколько общих правил езды в горку:
- импульс движения задается заранее – за два метра до начала подъема давить на газ уже поздно;
- положение колес – строго под прямым углом к дороге, чтобы избежать заноса;
- в процессе старайтесь чувствовать машину и не допускать пробуксовки – если вы понимаете, что автомобиль теряет управление, лучше немного сбавить обороты.
При движении на спуск нужно придерживаться участка с наилучшим коэффициентом сцепления. По возможности держитесь подальше от обледенелой колеи, двигайтесь по прямой и используйте торможение двигателем.
Если спуск предстоит скользкий и долгий, заранее проверьте работу тормозов несколькими нажатиями на педаль – это поможет вернуть ощущение тормозного усилия и лучше чувствовать движение. При работе рулем отпускайте тормоз, если ситуация на дороге позволяет двигаться без резкого ускорения.
Вместо заключения
Зима требует от водителя больше ответственности как за рулем, так и по отношению к машине. Но бояться зимней дороги не стоит – это всего лишь набор условий и принципов, которые нужно учитывать, отправляясь в поездку. А еще зима – отличное время, чтобы выработать у себя полезную привычку следить за машиной и всегда поддерживать ее в боевом состоянии.