Скрежет в переднем колесе при движении: что может быть?
«Скрипит колесо где-то спереди» – одна из самых частых жалоб, которые мы слышим от водителей на диагностике ходовой. Давайте разберем все возможные неисправности, которые могут вызывать подобные звуки, а заодно узнаем, как их устраняют.
Первое, что нужно понять – как именно проявляет себя скрежет и скрип: слышится ли он только при движении, при торможении или появляется на поворотах.
Скрежет при движении и торможении: причины
Начнем с самых простых и очевидных, а затем перейдем к более сложным и редким поломкам.
Тормозные колодки
Самая уязвимая часть тормозной системы. Колодки могут скрипеть как при нажатии на педаль тормоза, так и просто в движении. В последнем случае это происходит из-за отслоения фрикционной накладки от корпуса детали.
Отслоение может быть совсем небольшим, но достаточным, чтобы накладка задевала диск. Отсюда и скрип, который пропадает при нажатии на педаль тормоза, когда суппорт прижимает колодку.
Во время торможения колодки могут скрежетать:
- когда подходят сроки замены и включается «скрипун»;
- из-за вибраций в месте контакта диска и колодки;
- если они новые и еще не притерлись;
- ввиду банальной несовместимости с диском;
- из-за некачественного материала накладки;
- в результате закисания поршней в суппорте.
Поэтому первое, что нужно сделать сразу после появления скрипа – проверить колодки. И если до очередной замены осталась пара месяцев – сделать ее заранее.
Важно! Скрипеть могут колодки и у барабанных тормозов. Но в этом случае звук будет идти с задней оси автомобиля, так как на переднюю ось тормозные барабаны не ставятся.
Диск или защитный кожух
Причиной скрипа могут быть не только колодки, но и тормозные диски. Понаблюдайте за системой – если скрип появляется только при перегреве, когда тормоза успели хорошо поработать, например, на спуске, дело может быть в них.
Также причиной скрипа может стать поверхностная коррозия дисков. Она часто возникает после мойки или просто в сырую погоду. Тонкий слой ржавчины сотрется после нескольких интенсивных торможений.
Важно! Любые серьезные дефекты на диске (круговые борозды, царапины) – это всегда повод заехать в сервис на замену или реставрацию.
Скрежетать может не только диск, но и защитный кожух, который на нем установлен. Кожух – это небольшой полукруглый щиток, который принимает на себя летящую грязь и мелкий мусорс дороги. Между ним и диском остается небольшой зазор, в который изредка попадает гравий, вызывая сильный скрежет при движении. Кожух можно снять, проверить и при необходимости распрямить в гаражных условиях.
Суппорты
Суппорт – это деталь, которая прижимает колодки к диску при нажатии на педаль тормоза. Если цилиндр суппорта заклинивает, колодка может быть постоянно слабо прижата к диску – для торможения этого будет недостаточно, но для скрипа – вполне.
В первую очередь стоит проверить направляющие и их пыльники. Изношенные «резинки» меняют на новые, направляющие при необходимости обрабатывают специальным аэрозолем. После ремонта или замены суппорта в сборе тормоза обязательно прокачивают.
Амортизаторы и подвеска
Если скрип появляется в основном на бездорожье, когда машина прыгает с кочки на кочку, причина может крыться в подвеске. В первую очередь стоит проверить:
- Пружины амортизаторов;
- Стойки, на которые ложится основная нагрузка при поломке пружин;
- ШРУСы;
- Сайлентблоки и другие элементы передней подвески.
Все изношенные и неисправные детали меняют на новые, после чего повторяют диагностику.
Скрежет при поворотах
Если скрипы и другие посторонние звуки появляются только во время маневров, «круг подозреваемых» смещается в сторону узлов рулевого управления. Но не только его: давайте рассмотрим все варианты.
Шаровые опоры
Шаровая опора – это шарнир, благодаря которому ступица крепится к рычагу подвески. Если рычаги расшатаны, а сами шаровые изношены, возникают следующие симптомы:
- со стороны колес слышится скрип при поворотах;
- подвеска немного постукивает при проезде кочек и «лежачих полицейских»;
- на протекторе шин появляются следы неравномерного износа;
- незначительно падает управляемость автомобиля.
Износ шаровых проверяют на подъемнике или яме. Менять детали лучше парами, а сразу после замены отрегулировать сход-развал.
Важно! Срок службы шаровых опор зависит от машины. Например, на ВАЗ 2108 и 2109 рекомендованный срок замены – каждые 50-60 тыс. км, а на более современных и технологичных иномарках шаровые могут отходить и вдвое дольше.
Сайлентблоки
Еще одна частая причина скрипов. С изношенными сайлентблоками все понятно – металлический скрежет проявляется внезапно, нередко возникает на поворотах и уходит только после замены детали. Но заскрежетать могут и совершенно новые сайлентблоки, если они:
- Затянуты с недостаточным усилием;
- Ставились при ненагруженной подвеске;
- Сделаны неизвестным китайским заводом.
Однако если вы услышали скрип сразу после выезда из автосервиса – это еще не повод возвращаться и ругаться на механиков. Иногда деталям нужна обкатка и притирка – примерно через 200-300 км скрип начнет стихать, а затем пропадет полностью.
Неправильный сход-развал
Неправильно выполненный развал-схождение колес может привести к тому, что резина начинает задевать локеры или кузов, вызывая скрежет, который иногда можно спутать с металлическим. То же самое происходит, когда на автомобиль ставят диски или шины размером больше рекомендованного.
В любом случае, если шина цепляет кузов или подкрылки, со временем протектор в точке контакта истирается. Звук при этом может пропасть, а вот испорченные покрышки – останутся, поэтому от заводских рекомендаций лучше не отступать, а на развал-схождение заезжать только в проверенные сервисы.
Наконечники рулевой тяги
Как и в шаровых опорах, в наконечниках используются сферические шарниры. Благодаря им обеспечивается связь управляемых колес авто с рулевой системой. Со временем неровные дороги, вибрации и трение внутри самой детали изнашивают ее, и на поворотах машина начинает скрипеть. При полной поломке наконечников автомобиль перестает реагировать на обороты руля.
ГУР
Скрип при повороте рулевого колеса у стоящей машины – весомый повод проверить гидроусилитель руля. Когда в нем не хватает жидкости или плохо работает насос, механизм начинает издавать неприятные скрипы или завывать. Иногда звук стихает или пропадает вообще, когда двигатель немного прогреется.
Если все дело в недостатке рабочей жидкости ГУРа, проблема решается банальным доливом. Но если уровень в бачке нормальный, придется отправиться на диагностику. Еще одна причина заехать в сервис – изменение цвета жидкости на черный или темно-коричневый.
Рулевая колонка или рулевая рейка
Проблемы с рулевым механизмом встречаются не так часто, как износ тех же шаровых, но исключать их из нашего списка нельзя. Скрип и скрежет могут появиться из-за:
- появления люфта в рулевом управлении;
- неправильной регулировки рулевой рейки;
- изношенного подшипника в колонке;
- износа муфты колонки и других причин.
В случае, если изношен подшипник, который находится сразу за рулем автомобиля, звук слышится не снаружи от колеса, а заходит в салон «напрямую» от колонки. Локализовать проблему можно, если немного поездить на тихой дороге с открытым и закрытым окном.
ШРУСы
Как правило, при износе гранат скрежет обретает характерный подщелкивающий звук. Происходит это чаще всего из-за того, что повреждены пыльники ШРУСа, и вода или дорожная грязь набиваются внутрь узла, очень быстро выводя его из строя.
Как правило, пыльники чаще лопаются осенью или весной, когда застывшая вода с луж может образовать на них ледяную корку. Пыльники подлежат замене при любых признаках повреждений – сквозных царапинах, трещинах, дырках и т. д.
Ступичные подшипники
При износе подшипник ступицы начинает подвывать, а иногда – поскрипывать и скрежетать на поворотах. Если дело именно в нем, дополнительные симптомы будут такие:
- люфт колеса по вертикали при зажатом тормозе (можно проверить на подъемнике);
- вибрация на руле;
- тяга автомобиля в левую или правую сторону;
- громкий хруст (при серьезных повреждениях подшипника).
Самое простое решение проблемы в таком случае – замена подшипника или ступицы в сборе.
Вместо заключения
Самый простой способ выяснить причину скрипов в передних колесах – отправить авто на диагностику в хороший сервис. Но если под рукой такого не оказалось, попробуйте максимально точно локализовать проблему. Для этого прокатитесь по тихой местности, прислушиваясь к машине, и мысленно ответьте на 4 вопроса:
- При каких условиях возникает звук (разгон, поворот, торможение)?
- Влияет ли на него характер дороги (кочки, ямы, лужи)?
- Меняется ли интенсивность скрипов при разгоне/замедлении?
- Пропадает ли шум при смене погодных условий (например, в жару или дождь)?
Все это поможет собрать более полную картину ситуации для вас или для механика. Чем больше вводных будет у вас, тем проще мастерам найти и устранить проблему.