Регулировка фар по науке: готовимся к осени
Межсезонье близко, а значит, самое время проверить фары. И если машина светит себе под нос или «вразнобой» – пора заняться регулировкой. Ниже вы найдете пошаговый план по отстройке и калибровке оптики.
Почему важно отрегулировать фары до поздней осени? Всё просто: световой день становится короче, дожди и туман появляются чаще, общая видимость падает. А если летом вы меняли лампы или автомобиль попадал в ДТП, регулировка фар просто необходима.
Галоген, ксенон, светодиод – разница в регулировке
Для начала разберемся, чем отличается регулировка у разных типов фар:
- Галогеновые. Самый распространенный и бюджетный тип. Регулировку можно сделать как на специальном стенде, так и своими руками. Главное – соблюсти условия, которые мы перечислим ниже.
- Ксеноновые. Дают гораздо больше света, чем «галогенки», риск ослепления встречных водителей у них выше. Поэтому регулировать их самостоятельно мы не рекомендуем – лучше обратиться на СТО и попросить механиков сделать это на стенде. После регулировки мастер должен вручную выставить стартовое положение на автокорректоре.
- Светодиодные (LED). Тоже дают плотный световой поток, поэтому для настройки таких фар лучше отправить автомобиль в сервис. В целом методы регулировки LED-оптики не отличаются от галогеновой.
Пара слов о законах
ПДД разрешают установку ксенона или светодиодных ламп вместо галогеновых только если такая возможность предусмотрена заводом-изготовителем. В остальных случаях это считается нарушением безопасности и карается штрафом.
Важно! Единственный способ в рамках закона «пересесть» на более мощные лампы – поменять фары в сборе. Так можно сделать, если в более дорогой заводской комплектации вашего автомобиля предусмотрена другая оптика.
Пошаговая инструкция по регулировке
Итак, переходим к главному. Первый шаг к регулировке – проверка текущего состояния фар. Для этого:
- Выбираем ровный участок с препятствием впереди. Это может быть стена дома, сплошной забор или ворота гаража.
- В темное время суток подъезжаем на расстояние в пределах 5-6 м. от стены. Включаем ближний свет.
- Смотрим на светотеневую границу, форму и направление световых пучков на стене. Они должны быть одинаковы по высоте, направлению и яркости. Если светотехника работает ярко и ровно, то в регулировке нет необходимости.
Важно! Если с лампами все в порядке, но свет все равно тусклый, фары можно попробовать отполировать.
Следующий шаг к правильной калибровке – подготовка машины. Заправляем полный бак, садим за руль водителя своей комплекции (или ставим аналогичный груз), подкачиваем шины до штатного давления. Старую резину и тяжелые инструменты из багажника лучше выгрузить, ручной корректор фар выставить в «ноль». После этого можно начинать.
- Заезжаем на строго горизонтальную площадку с вертикальной стеной, как при проверке. Включаем ближний свет и подъезжаем как можно ближе к стенке.
- На освещенной стене делаем три точечных отметки карандашом или маркером. Первыми двумя обозначаем центр светового пучка в каждой фаре. Третьей – центр симметрии машины.
- Соединяем горизонтальной линией две крайние точки. Затем через каждую точку проводим небольшую вертикальную линию.
- Смотрим процент отклонения светового луча от горизонта. Его можно найти в руководстве по эксплуатации или под капотом: на фаре, на внутренней стороне капота или на креплении фары к кузову. Обычно он равен 1-1,3%, но есть и машины с 2-2,5% отклонением.
- Затем отъезжаем от стены на 5 м и вооружаемся калькулятором. Умножаем расстояние от фар до стены в миллиметрах на процент наклона. Допустим, величина отклонения – 1%, умножаем ее на 5000 и получаем 50 (5000*0,01=50).
- Полученное число – нужный нам показатель в миллиметрах. В нашем случае получилось 50 мм, поэтому нужно отступить это расстояние от выставленных на стене меток вниз и провести еще одну горизонтальную черту.
- Получившаяся черта – это наша граница света и тени, то есть выше нее света быть не должно. Теперь дело за малым.
- На верхней или задней части фары находим регулировочные винты (обычно их по 2, каждый отвечает за горизонтальное либо вертикальное смещение луча). Вращаем винты и регулируем свет так, чтобы подстроить его под нашу выставленную границу.
Важно! Фару, которая в данный момент не регулируется, лучше закрывать – так вы будете четче видеть положение светового пучка и его симметричность с выставленной разметкой.
Если после выставления меток вы не видите четкой светотеневой границы, проблема лежит глубже. Придется разбираться либо с лампой, либо с линзой и отражателем, и делать это лучше в автосервисе. Специалисты проведут диагностику, приведут в порядок контрастность и добьются симметричных световых пучков.
Настройка под туман
Теперь поговорим о том, как настроить фары для частой езды в тумане. Если у автомобиля нет противотуманных фар, все просто: с помощью корректора (колесико с левой стороны от руля) направляем угол наклона максимально вниз. Так лучи будут направлены не «в молоко», а в дорогу, и вероятность ослепления встречных водителей снизится до минимума
В дымке и туманах ездим строго на ближнем – дальний свет отражается от частиц воды, как от зеркала.
Важно! В условиях сильного тумана обязательно используйте задние противотуманки. Золотое правило езды в плохую погоду – должно быть видно и вам, и вас.
Настроить противотуманки проще, чем головной свет – они должны быть направлены строго параллельно дорожному полотну, не смещаться вниз и не задираться вверх. Положение противотуманных фар регулируется только по вертикали.
Ошибки при регулировке фар
Частая ошибка во время регулировки – неправильный выбор площадки. Полотно дороги под машиной должно быть максимально ровным, а стена перед ней – стоять под углом 90 градусов к земле. Также при выставлении меток важно соблюсти расстояние – это может быть 3 или 5 м. Замерить его можно обычной рулеткой.
Еще одна частая ошибка – неправильная подготовка машины. У загруженного автомобиля направление светового пучка становится выше, а чуть спущенная с одного края шина может сбить разметку на несколько драгоценных миллиметров.
Если вы сомневаетесь, что смогли правильно откорректировать свет, лучше обратиться в автомастерскую. Оптика, как и тормозная система – это ваша безопасность, поэтому экономить на ней не нужно. Особенно осенью, когда видимость на дорогах ухудшается.