Как понять, что ремень ГРМ изношен?
Ремень ГРМ отвечает за связную работу коленчатого и распределительного валов. Благодаря ему клапаны открываются и закрываются четко в нужное время, а мотор работает ровно. Сегодня расскажем про очевидные и не очень признаки износа этого механизма, а заодно поделимся советами по выбору автосервиса для его замены.
Последствия разрыва приводного ремня
Первое, что слышит водитель авто при разрыве ремня ГРМ – гулкий хлопок и звук глохнущего ДВС. Это значит, что клапаны двигателя остались в том положении, в котором находились на момент обрыва, а раскрученный маховиком коленвал продолжает вращаться, двигая поршни.
Последствия для движка в таких случаях зависят от трех факторов:
- Конструкция силового агрегата. На простых двигателях вроде полуторалитрового 8-клапанного мотора Chevrolet Lanos или Lada Granta 11183 обрыв ремня – не катастрофа. Гнутыми клапанами и прочим дорогим ремонтом он не грозит. А вот движки DOHC на каких-нибудь Nissan, Toyota или Subaru так просто уже не отделаются.
- Реакция водителя. Лучший вариант при подозрении на обрыв – как можно скорее остановиться у обочины и осмотреть мотор. Если полевая диагностика не дает установить причину, лучше вызвать эвакуатор, чем пытаться запустить двигатель.
- Положения клапанов в точке обрыва. Здесь в игру вступает господин Случай – если удача была на стороне водителя, клапана остаются в положении, в котором поршни до них просто не достают.
В тяжелых случаях под удар попадают не только клапана, но и направляющие втулки, поршни и сам блок цилиндров. Нередко перед владельцем авто встает сложная дилемма: тратиться на дорогостоящий ремонт или менять движок в сборе.
Те же последствия грозят газораспределительному механизму с цепным приводом. Стоит помнить, что на больших пробегах цепь растягивается, и это растяжение необходимо отслеживать хотя бы раз в год. Удобнее всего делать это на ТО.
Как часто менять ремень ГРМ
Срок жизни ремня зависит от его производителя – точные рекомендации можно найти в руководстве по эксплуатации. В среднем это 50-80 тысяч км, но большинство владельцев авто «приурочивают» замену к дате в 100 тысяч км на одометре. У автомобиля выходного дня менять ремень надо не реже, чем раз в 4-5 лет.
Важно! Цифры справедливы для оригинальных запчастей – более дешевые реплики, как правило, служат меньше. Разумный интервал замены для них – от 20 тыс. км, но в этом случае выгода от покупки становится спорной.
Качественные современные ремни – это не просто резинки с зубчиками. Чтобы изделие выдерживало механические и температурные нагрузки, его делают многослойным. Сама лента состоит из нескольких слоев синтетического каучука, между которыми помещают высокопрочный корд из стекловолокна. Этот материал отвечает за стойкость «резинки» к растяжению.
Зубья ремня имеют тканевую оплетку, которая повышает их устойчивость к износу. На некоторых моделях тканью укреплена и спинка – гладкая, изнаночная часть ремня.
Важно! При замене нельзя сильно выворачивать или сгибать ремень под острым углом, а также использовать неподходящий инструмент. Это может повредить стекловолоконный корд.
Профилактика и диагностика: как не дать ремню порваться
Чтобы поддерживать ремень в рабочем состоянии, достаточно осматривать его на ТО или каждые 5-10 тыс. км пробега. Увидеть ремешок можно через специальное отверстие на защитном кожухе. Если такого нет, кожух придется снимать – это легко сделать самостоятельно.
Самые яркие маркеры износа ремня – это:
- торчащая «бахрома» по бокам;
- трещины и расслоения;
- сточенные и поврежденные зубья;
- сильные потертости.
Любой из этих симптомов – повод отложить все дела и отвезти машину в сервис. Но даже если визуально ремень выглядит целым, это еще не все.
Помимо самого ремня, необходимо проверить защитный кожух. Если на нем есть следы масла или антифриза – нужна полноценная диагностика двигателя. Технические жидкости, попадающие на ремень, могут приводить его проскальзыванию и в разы увеличивают износ.
Также стоит убедиться, что ремень в рабочем положении имеет нормальное натяжение. В противном случае он может «перескочить» на несколько зубьев, что приведет к сбоям в работе двигателя. Если ремешок при небольшом усилии можно пальцами развернуть на 90 градусов зубцами к себе, то натяжение в норме.
Важно! На сбитое зажигание указывает также дым из выхлопной трубы. Он сигнализирует о том, что горючая смесь в цилиндрах сгорает не полностью, и часть топлива попадает в выпускной коллектор.
Итак, для профилактики разрыва ремня ГРМ нужно:
- регулярно проверять натяжение, осматривать ременной привод на признаки износа (бахрома, трещины, расслоение);
- менять запчасть с периодичностью, указанной производителем авто, либо чаще;
- следить за состоянием двигателя, устранять подтеки масла и антифриза;
- использовать для своего автомобиля только оригинальные запчасти или качественные реплики.
Почему нельзя менять ремень в непроверенном сервисе
Если заменить условные шаровые без последствий вам смогут в любом автосервисе, то с ремнем все не так просто. При его замене мастер выставляет метки зажигания. Если сделать это неправильно, двигателю не поздоровится.
Расхождение всего на 1 зуб приводит к сбоям в зажигании и образовании топливной смеси. Мотор начнет троить и «чихать», долго ездить в таком режиме нельзя. А вот если механик ошибется уже на несколько зубьев, ущерб будет сопоставим с разрывом ремня на ходу. Это угроза для всей цилиндро-поршневой группы и всегда дорогой ремонт.
Как найти хороший автосервис? Вот пара советов от «Витязь Моторс»:
- Ищите профильный техцентр. Автосервисы, которые чинят все и всем – не лучший вариант. Лучше найти специалистов, у которых есть опыт работы конкретно с вашей маркой и моделью.
- Изучите отзывы о компании. Подделать их сложно, а недовольные клиенты никогда не молчат – если в сервисе кто-то столкнулся с халатностью мастеров, вы узнаете об этом.
- Поговорите с мастером. Заранее уточните сроки и стоимость работ, убедитесь, что вам не пытаются навязать лишних услуг. Иногда уже по первому разговору становится понятно, как специалист относится к своей работе.
Часто при замене ремня мастера предлагают также поменять сальники валов и помпу, если она приводится в действие от ГРМ – это нормальная практика, когда их ресурс подходит к концу. Такая превентивная мера позволит уберечь ремень от подтеков технических жидкостей и продлить срок его службы.
Соблюдайте наши рекомендации, и ремень не подбросит неприятных сюрпризов.