Гидроудар двигателя: что это и как его избежать
Разбираемся с понятием гидроудара, его причинами и последствиями. Бонусом расскажем, как защитить свой автомобиль и снизить риск гидравлического удара до минимума.
Гидроудар двигателя – явление, при котором попавшая в цилиндры жидкость вызывает механическое воздействие (удар) на элементы шатунно-поршневой группы. Причина тому – природная несжимаемость жидкости.
Физически гидроудар можно сравнить с ударом кулака об бетонную стену: несжимаемая вода резко и полностью останавливает движение поршня, шедшего вверх. Оставшаяся кинетическая энергия «возвращается» обратно, загибая и ломая шатун, обрывая шпильки ГБЦ и нанося мотору другие увечья.
Причины гидроудара + откуда в поршнях вода
Причин для гидроудара множество, а в виде «ударной» жидкости не всегда выступает вода или конденсат. Это могут быть:
- Антифриз. Может подтекать в камеры сгорания, если истончилась прокладка или треснул блок ГБЦ. Иногда система охлаждения теряет жидкость «вовнутрь», а владелец подолгу не может понять, где утечка.
- Масло. Попадает внутрь цилиндра, например, через разрушенное уплотнение турбокомпрессора на форсированном двигателе.
- Топливо. Степень сжатия у бензина гораздо меньше, чем у топливо-воздушной смеси. Если топливо попадает в гильзы цилиндров, поршень тоже может «удариться» об него.
Итак, любая жидкость в камерах сгорания – это угроза гидроудара. Но как в цилиндрах автомобиля может оказаться вода? Давайте разберемся.
Представьте ситуацию: на дороге вы видите глубокую лужу, которую невозможно объехать. Решив пройти препятствие с наскока, вы прибавляете газ и поднимаете фонтаны воды. Часть ее попадает в воздухозаборник ДВС, затем – в воздушный фильтр, а после уже во впускной коллектор и камеры сгорания. Что будет дальше, вы знаете.
Признаки гидроудара
На вероятность удара влияют:
- Глубина канавы (лужи, брода). Чем она больше, тем больше шанс, что в воздухозаборник попадет много воды.
- Расположение воздухозаборника. Лучше, если конструкторы смогли разместить его повыше, куда не долетают брызги.
- Скорость проезда. Даже небольшая лужа может залить важные участки, если пересечь ее на скорости. Плюс чем выше обороты двигателя, тем больше риск того, что инерция поршня после гидроудара повредит другие детали мотора.
При гидроударе двигатель глохнет: если жидкости внутри цилиндра много, то резко и с ощутимой встряской. Если воды немного, мотор может начать выть, троить, стучать и в целом вести себя нетипично. Check, который загорелся после проезда лужи – тоже повод отвезти автомобиль в сервис.
Впрочем, 90% вынужденных остановок после луж – не следствие гидроудара. Водой может залить важную проводку и датчики, которые и глушат движок. Чтобы убедиться, что самое страшное вас миновало, попробуйте завести мотор через 5-10 мин. после выключения. За это время проводка должна обтечь и обсохнуть.
Чтобы убедиться:
- Вскрываем корпус воздушного фильтра и трогаем его сухой рукой. Если фильтр влажный – это нехорошо, и машину лучше отправить в сервис на буксире.
- Проверяем свечи зажигания. Капли влаги на них – почти стопроцентный маркер гидроудара.
Защита от гидроударов: 4 совета
Вот рекомендации, которые помогут избежать попадания воды в цилиндры:
- Не рискуйте с водой. Лучше потерять пару минут и намочить ботинки, проверив глубину ямы, чем потом отдавать двигатель на капитальный ремонт.
- Проходите лужи на низких оборотах. Идеальная скорость – 10-15 км/ч. После заезда в воду притормозите – это создаст перед машиной небольшую волну. Следуйте прямо за ней.
- Выдерживайте дистанцию. И от впередиидущих, и от встречных машин, которые могут послать волну вам под капот.
- Если двигаетесь на пневме – максимально увеличивайте дорожный просвет перед ямами и канавами.
С защитой от «внутреннего» удара антифризом или маслом все просто – поддерживайте движок в хорошем состоянии, регулярно заезжайте на диагностику и не пропускайте ТО.
Как ремонтируют двигатели после гидроудара
Каждый случай с гидроударом индивидуальный: иногда достаточно тщательно просушить движок, а порой не спасает даже капремонт. Изредка страдают не только шатуны и клапана, но и коленвал, ГБЦ, блок цилиндров, цепь или ремень ГРМ вместе с натяжителем.
Для диагностики мастер может замерить компрессию в двигателе – герметичность в поврежденных цилиндрах нарушается и давление падает. Если диагноз подтверждается, движок разбирают и проводят дефектовку.
В 9 из 10 случаев повреждения требуют замены всей ШПГ. Иногда повреждения настолько серьезные, что дешевле установить новый движок, чем восстанавливать старый.
Вместо заключения
Гидроудар – опасное, но редкое явление. Избежать его можно, если следить за состоянием двигателя и быть осторожнее при проезде водных преград. Если есть серьезные подозрения на гидроудар, такие, как резкий толчок ДВС перед остановкой, то лучше не продолжать движение, а добраться на буксире до надежной мастерской.