Что делать, если быстро уходит фреон из кондиционера
Как узнать, сколько фреона в кондиционере автомобиля, без заезда в сервис? Что делать, если заправки хватает на 1-2 сезона? Почему плохо работающий кондиционер – это не всегда про утечку фреона? Отвечаем на эти и многие другие вопросы.
Фреон – это вещество, которое кондиционер использует как хладагент. Циркулируя по системе и превращаясь из жидкости в газ, он «впитывает» в себя тепло и позволяет подавать в салон холодный воздух. Когда фреона по какой-то причине становится недостаточно, мощность охлаждения падает. Если вовремя не сделать дозаправку, она упадет до критической отметки и датчик минимального давления просто не даст кондиционеру запуститься.
6 частых причин поломки кондиционера
Утечка фреона – самый частый недуг систем кондиционирования. Но не единственный. Чтобы было нагляднее, вот таблица с проблемами и их возможными причинами.
Проблема | Симптомы | Возможные причины | Ремонт/обслуживание |
Естественная утечка | Кондиционер начинает работать хуже через 5-6 лет эксплуатации нового авто | Естественные – даже если все трубки и резинки целы, хладагент понемногу уходит с годами | Дозаправка с последующим контролем уровня |
Утечка из-за негерметичности системы | Кондиционер перестает холодить через некоторое время после дозаправки, мощность падает постепенно | Одна/несколько трубок медленно стравливают газ, изношены уплотнительные резинки, повреждены другие элементы системы | Ремонт и замена изношенных частей |
Забит салонный фильтр | Нарушается микроклимат салона, запотевают стекла, система отопления работает хуже | Естественное засорение дорожной пылью и грязью, частая езда по бездорожью | Замена либо очистка фильтра компрессором |
Забит испаритель | Затхлый воздух из дефлекторов, слабое охлаждение | Отсутствие регулярной чистки спецсредствами, как следствие – толстый налет на испарителе | Демонтаж и очистка испарителя вручную |
Сломался компрессор | Слабое охлаждение, посторонние шумы, маслянистые подтеки на корпусе компрессора | Недостаток фреона/масла в системе, естественный износ | Замена в сборе |
Неисправен фильтр-осушитель | Перебои в работе системы, иней на шлангах | Естественный износ | Замена (в среднем рекомендуется менять осушители не реже, чем 1 раз в 2 года) |
Причин быстрой утечки на самом деле больше – например, газ может стравливаться из-за поломки датчиков давления. Система может разгерметизироваться и при «переливе», если на очередной дозаправке в нее накачают слишком много хладагента. Если такое произошло, излишки фреона нужно как можно скорее стравить.
Как быстро найти утечку
Для начала убедимся, что дело действительно в течи. Без заезда в сервис это можно сделать так:
- запустить двигатель и включить кондиционер на полную мощность;
- на ресивере-осушителе найти смотровой глазок;
- в течение 2-3 минут понаблюдать за уровнем жидкости – если сначала в глазке появляются, а затем исчезают пузырьки, фреона в системе достаточно.
Если же пузырьки не исчезают, хладагента явно не хватает. На это же укажут дополнительные симптомы – иней на вентиле внешнего блока, масляные потеки на трубках, шум при работе.
Важно! Все замеры имеет смысл проводить при температуре +5 градусов и выше. В холодный сезон для этого лучше выбрать отапливаемый паркинг или теплый гараж.
Поиск утечки стоит начинать с радиатора кондиционера. Как правило, он установлен перед радиатором системы охлаждения двигателя и принимает на себя основную часть пыли и мелкого мусора с дороги.
Важно! Если соты радиатора забиты, это тоже плохо влияет на работу. Их можно очень аккуратно почистить вручную жесткой щеткой или зубочисткой, продуть струей воздуха из компрессора.
Следующая остановка – места подключения трубок и шлангов, то есть все соединительные участки системы. В них устанавливают О-образные резиновые прокладки, которые со временем грубеют и ужимаются в размере. «Сопеть» газ может и в алюминиевых трубках, которые со временем могут прохудиться. Резиновые шланги тоже с годами перетираются и начинают стравливать фреон.
Вопрос «что делать?» в этом случае риторический – окончательно избавиться от утечек вашему автомобилю помогут только в сервисе.
Где еще может уходить фреон:
- Через датчик давления. Если снять разъем питания, на нем можно будет обнаружить следы масла. Это говорит о том, что корпус в месте выхода клеммы потерял герметичность. Попробовать устранить проблему можно, заменив уплотнительное кольцо.
- Через золотники сервисных штуцеров. Они также уплотняются резиновыми кольцами, которые со временем изнашиваются и трескаются.
- Через смотровой глазок, а точнее – через его уплотнительные кольца. Стекло у глазка также может треснуть и медленно спускать хладагент. Чаще всего такое случается, если переусердствовали с затяжкой при сборке, и единственный выход в этом случае – полностью поменять глазок.
- Сальник компрессора. Его задача – не выпускать фреон через отверстие для вала компрессора, у шкива.
- Трещины в корпусе компрессора. Возникают в основном от механических повреждений, встречаются редко, но могут серьезно осложнить жизнь системе. Ремонту чаще всего не поддаются – весь узел проще заменить.
Если в систему вместе с фреоном была залита люминесцентная добавка, можно использовать УФ-лампу и очки с желтым светофильтром. Все подтеки станут видны в ярко-салатовом цвете.
В автосервисах утечки иногда ищут с помощью азота – его закачивают в систему и находят нужный участок по характерному шипящему звуку. Если шипения не слышно, корпусы, трубки и стыки смазывают жидким мылом и ищут течь по пузырькам воздуха. Более простой способ – использовать специальные течеискатели.
Когда делать дозаправку
На новых авто кто-то рекомендует дозаправлять раз в 2-3 года, на машинах с большим пробегом – ежегодно, но на деле все зависит от состояния системы. Если газ стабильно уходит через сгнившие трубки или уплотнители, частые дозаправки будут только впустую поедать ваш бюджет – сначала нужно найти течь и ликвидировать ее.
Перетертые трубки запаивают, варят аргоном или полностью меняют на новые. Испарители прочищают вручную или с помощью очистителей, кольца меняют комплектами или по отдельности. Но про кондиционер нельзя забывать и после ремонта – например, время от времени прокачивать систему зимой, когда за окном не слишком сильный мороз. Подробнее об уходе за кондиционером и его подготовке к лету мы писали в одной из предыдущих статей.
Следите за работой системы, не забывайте о заправке, и кондиционер никогда не подведет вас даже в самой жаркой поездке.